Полезная информация
Минэкономразвития России
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
109147, Москва,ул. Таганская, д. 34 Телефон: 912-39-11 Телетайп: 111633 "БРИДЕР" Телефакс; (495) 912-40-41 E-mail: atomnadzorftdgun.ru
17/05/2007 №КЧ-41/739
на №СН-П16-2120 от 04.05.2007
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 04.05.2007 № СН-П16-2120 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрела письмо президента общественной организации «Опора России» СР. Борисова от 19.04.2007 № 253 и сообщает.
К лицензированию деятельности организаций, осуществляющих эксплуатацию автозаправочных станций как взрывоопасных производственных объектов, Ростехнадзор приступил в 2007 году во исполнение Положения о лицензировании эксплуатации опасных производственных объектов (далее -Положение о лицензировании), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2007 № 18.
В настоящее время Ростехнадзором разработаны программа мер по лицензированию эксплуатации автозаправочных станций, а также рекомендации по организации этой работы. В соответствии с программой мер предполагается информирование хозяйствующих субъектов о порядке оформления лицензий, мероприятия по координации подготовки хозяйствующих субъектов к лицензированию. При этом основной задачей является обеспечение выполнения лицензионных условий и требований, установленных Положением о лицензировании.
Программа мер согласована с общественными организациями «ОПОРА России» и «Российский топливный союз».
Необходимо отметить, что в настоящее время Ростехнадзор также осуществляет в пределах своей компетенции государственный экологический и энергетический надзор на автозаправочных станциях. Более 3000 автозаправочных станций внесены в Государственный реестр опасных производственных объектов.
Обследования АЗС, проведенные территориальными управлениями Ростехнадзора, показали, что в большинстве случаев территории, оборудование и производственные помещения не соответствуют установленным нормам безопасности и правилам технической эксплуатации АЗС. Практически на всех АЗС отсутствуют системы улавливания углеводородов, системы контроля взрывоопасных концентраций газовоздушной среды, обеспечивающие взрывобезопасность производственного процесса приема, хранения и отпуска топлива владельцам автомобилей. Часть резервуаров нефтепродуктов непригодна к дальнейшей эксплуатации, так как эксплуатируется на протяжении длительного срока с нарушениями правил технической эксплуатации. Огсутствуют очистные сооружения, обеспечивающие экологическую безопасность, Большинство АЗС эксплуатируется частными лицами или индивидуальными предпринимателями по кратковременным договорам аренды с владельцами АЗС и у них отсутствует проектная, техническая и эксплуатационная документация, регламентирующая безопасность проведения работ. Работники и специалисты АЗС, связанные с организацией, руководством и проведением работ непосредственно на рабочих местах не проходят обучение и проверку знаний по безопасности работ, а также медицинские осмотры, инструктажи, хотя работают с взрывопожароопасными продуктами. АЗС не укомплектованы материалами и средствами для ликвидации возможных аварийных ситуаций. Не соблюдаются сроки периодических зачисток и испытаний резервуаров. Технологические трубопроводы и электрооборудование не проходят своевременные испытания.
В настоящее время Генеральная прокуратура Российской Федерации проводит проверки по вопросу исполнения территориальными управлениями Ростехиадзора законодательства о лицензировании при строительстве и эксплуатации автозаправочных станций.
Ростехнадзором получено представление Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28.03.2007 № 73/1-306-07 об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 17.01.2007 № 18 «О лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов».
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации к деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов относится деятельность, в процессе осуществления которой получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха или друг с другом (горючие жидкости и газы, ЛВЖ, пылеобразующие вещества), твердофазные и жидкофазные вещества, способные разложению со взрывом.
При эксплуатации автозаправочных станций осуществляется хранение и транспортирование горючих жидкостей, поэтому они подпадают под действие постановления Правительства Российской Федерации от 17.01.2007 № 18 «О лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов».
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
Слово «производственный» в федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон) является производным от слова «производство», как процесса создания материальных благ, услуг, а «производственными объектами» в Законе считаются объекты, на которых осуществляется любая производственная деятельность (производственный процесс). В свою очередь, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности производственный процесс, имеет целью производство продукции (оказание услуг).
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (статья 227), несчастные случаи, происшедшие с работниками АЗС, подлежат расследованию и учету как несчастные случаи на производстве.
Таким образом, отнесение автозаправочных станций к категории опасных производственных объектов и объектов, эксплуатация которых подлежит лицензированию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2007 № 18 «О лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов», является правомочным, а разъяснение в Законе понятий «производство» и «производственный объект» не требуется. Как не требуют разъяснения понятия «средства производства», «производственные отношения» и другие.
Вместе тем, в действующем законодательстве в недостаточной степени разграничены полномочия федеральных органов исполнительной власти в отношении деятельности АЗС.
АЗС, осуществляющие операции с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями (нефтепродуктами), в то же время в соответствии с H.I а) Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов относятся к пожароопасным производственным объектам, также подлежащим лицензированию.
Согласно статье 17 федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация пожароопасных производственных обьектов является самостоятельным видом деятельности, подлежащим лицензированию.
Действующим законодательством не предусмотрена процедура взаимной компенсации лицензии на один вид деятельности лицензией на другую деятельность.
Практика лицензирования Ростсхнадзором взрывоопасных производственных объектов показывает, что соблюдение лицензионных требований и условий, установленных Положением о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, обеспечивает поддержание уровни как взрывобезопасности, так и пожаробезопасное™ объектов и является достаточным.
Статс-секретарь-заместитель руководителя
К.Л. Чайка