Персональная АЗС

все для заправки
учета и очистки

топлива
График работы:

Офис

8-18

Прием заказов

10-20

Полезная информация

Правительство Российской Федерации

Исх. № 6816-АШ/Д05 от 16 мая 2007 г.

Об исключении дублирования лицензирования деятельности
автозаправочных станций как объектов
розничной торговли нефтепродуктами

Поручение Правительства Российской Федерации
от 4 мая 2007 г. №СН-П 16-2120

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России представляет для рассмотрения на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы материалы по вопросу исключения дублирования лицензирования деятельности автозаправочных станций как объектов розничной торговли нефтепродуктами (далее - АЗС).

В настоящее время владельцы АЗС обращаются в различные инстанции с просьбой решить вопрос о необходимости получения ими лицензий, поскольку стоимость получения лицензий на пожароопасные и взрывоопасные производственные объекты доходит до одного миллиона рублей. Кроме того, существуют ежемесячные выплаты, достигающие примерно одной тысячи долларов. Данные выплаты непосильны для малого бизнеса, каковыми в основном являются АЗС, и могут привести к их закрытию и, как следствие, росту цен на топливо.

Согласно законодательству в области лицензирования до 2001 года владельцы АЗС получали лицензии на деятельность по эксплуатации АЗС.

Учитывая возможность регулирования деятельности в этой сфере иными методами, лицензирование указанного вида деятельности было отменено.

Вместе с тем к владельцам АЗС стало предъявляться требование о получении лицензий на деятельность по реализации и хранению нефти, газа и продуктов их переработки.

Однако лицензирование этих видов деятельности также было признано нецелесообразным по тем же основаниям.

Следует отметить, что МЧС России и Ростехназор до отмены указанных видов деятельности не признавали АЗС пожароопасными или взрывоопасными производственными объектами и получения лицензий на их эксплуатацию не требовали.

Лицензии на указанные виды деятельности в МЧС России и Ростехнадзоре получали только те АЗС, которые находятся на производственных объектах, внесенных в федеральные реестры опасных объектов.

Начиная с 2002 года МЧС России признало все АЗС пожароопасными производственными объектами, в связи с чем их владельцы должны были получить соответствующие лицензии.

В настоящее время лицензии в МЧС России получили примерно 50 % объектов АЗС (по примерным подсчетам это составляет около тридцати тысяч АЗС) и только одна АЗС получила в Ростехнадзоре лицензию на деятельность по эксплуатации взрывоопасного производственного объекта.

В 2007 году при проведении проверок органы прокуратуры и правоохранительные органы начали выдавать владельцам АЗС предписания о необходимости получения лицензий на деятельность по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.

Ростехнадзору этими органами было направлено предписание о необходимости соблюдения Федерального закона от 8 августа 2001 г.

№ 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) в части выдачи таких лицензий.

Если данная проблема не будет решена, то есть основания полагать, что в дальнейшем органы прокуратуры и правоохранительные органы будут предъявлять требования к хозяйствующим субъектам о получении нескольких лицензий при осуществлении одного вида деятельности. Например, ФСКН России намерена предъявить требование к аптекам о получении лицензии Ростехнадзора на деятельность по эксплуатации химически опасных производственных объектов.

Ситуация усугубляется тем, что в законодательных актах отсутствуют определения «производственный объект» и «производство», что приводит к неоднозначному толкованию наименований лицензируемых видов деятельности в указанной сфере.

Ранее согласно определению Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» под производственной деятельностью понималась совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Применяя этот термин, можно сделать вывод, что АЗС не относится к производственным объектам, поскольку на АЗС не осуществляются действия, включающие в себя оказание услуг, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию.

Однако данный закон в 2006 году был признан утратившим силу, что привело к правовому вакууму в части признания объекта производственным.

Применение нормы, устанавливающей лицензирование эксплуатации пожароопасных, химически опасных и взрывоопасных объектов, затрудняется также тем, что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности не содержит такого вида деятельности, как «эксплуатация объекта».

Кроме того, отнесение эксплуатации пожароопасных, химически опасных и взрывоопасных объектов к лицензируемым видам деятельности противоречит критериям, установленным статьей 4 Закона о лицензировании, поскольку регулирование эксплуатации данных объектов возможно осуществлять иными методами, кроме лицензирования.

В частности, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (статья 1) МЧС России осуществляет государственный пожарный надзор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пожарный надзор - деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами (всеми без исключения) требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности промышленных производственных объектов» (статья 16) организуется и осуществляется федеральный надзор в области промышленной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности.

Федеральный надзор в области промышленной безопасности осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Помимо пожарного и промышленного надзора, законодательством предусмотрены экологический надзор, а также контроль за исполнением правил торговли.

Следует отметить, что лицензии предоставляются МЧС России и Ростехнадзором по одним и тем же основаниям и показателям.

Кроме того, согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 49) проектная документация и результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе. В связи с тем, что предметом государственной экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям пожарной и промышленной безопасности, участие в данной экспертизе принимают МЧС России и Ростехнадзор.

Впоследствии при эксплуатации всех объектов указанные органы осуществляют пожарный и промышленный надзор.

Таким образом, деятельность АЗС на всех стадиях является подконтрольной федеральным органам исполнительной власти и лицензирование в этом случае является дублирующей функцией.

Вопрос о целесообразности лицензирования эксплуатации опасных объектов рассматривался при подготовке поправок в Закон о лицензировании в 2005 году. Но результатам рассмотрения этого вопроса было принято решение об отмене лицензирования указанных видов деятельности с момента вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Однако принятие технических регламентов, устанавливающих требования к эксплуатации опасных объектов, не может служить основанием для отмены лицензирования, поскольку нормы и правила, а также осуществление контроля за их соблюдением установлены действующим законодател ьством.

Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» существующие нормы и правила действуют до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Таким образом, отсутствие технических регламентов не оказывает влияния на безопасность эксплуатации опасных производственных объектов, поскольку они только уточняют существующие нормы и правила.

В целях устранения необходимости получения двух и более лицензий при эксплуатации опасных объектов предлагается следующее.

Следует внести изменение в Закон о лицензировании в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению перечня опасных производственных объектов

в соответствующих положениях. Одновременно необходимо поручить МЧС России и Ростехнадзору подготовить перечни объектов, которые являются пожароопасными и взрывоопасными объектами и установить в положениях о лицензировании четкие критерии, позволяющие исключить необходимость получения АЗС двух лицензий.

Целесообразно поручить Ростехнадзору разработать проект закона о внесении в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности промышленных производственных объектов» изменения, устанавливающего определения «производство» и «производственная деятельность».

МЧС России, Минпромзнерго России и Ростехнадзор к установленному сроку предложений не представили.

А.В. Шаронов

В список статей